Педагогическое общение

Педагогическое общение
система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимо-
отношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П. о. — такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности, творческого характера учебной деятельности и развития учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера») и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Выделяются следующие этапы П. о.:
Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, например в процессе подготовки к уроку (прогностический этап).
Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения).
Осуществление общения, управление им в педагогическом процессе.
Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения.
Все эти этапы образуют общую структуру процесса П. о.
На этапе моделирования П. о. осуществляется планирование коммуникативной структуры урока (других мероприятий), соответствующей его дидактическим целям и задачам, педагогической и нравственной ситуации в классе, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.
Этап организации непосредственного общения с классом в начальный период контакта с ним условно можно назвать «коммуникативной атакой», во время которой завоевывается инициатива в общении и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с классом.
Осуществление и управление общением— самый важный элемент профессиональной коммуникации, который включает конкретизацию спланированной ранее модели П. о.; уточнение структуры предстоящего П. о.; управление инициативой в системе начавшегося П. о. Нередко на этапе взаимодействия педагога с классом возникают «психологические барьеры», которые мешают П.о. и отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и детей. Типичные из них:
«барьер» несовпадения установок — учитель приходит с замыслом интересного урока, увлечен им, а класс равнодушен, несобран, невнимателен, в результате неопытный учитель раздражен, нервничает и т. п.;
«барьер» боязни класса характерен для начинающих учителей; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к
уроку, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми «пугает» их, сковывает творческую инициативу и т. п.;
«барьер» отсутствия контакта: учитель входит в класс и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие
с учащимися, начинает действовать «автономно» (например, пишет объяснение на доске и т. п.);
«барьер» сужения функций П. о.: педагог учитывает только
информационные задачи П. о., упуская из виду социально-перцептивные, взаимоотношенческие функции П.о.;
«барьер» негативной установки на класс, который может формироваться порой априорно, на основе мнений других учителей,
работающих в этом коллективе, или в результате собственных педагогических неудач;
«барьер» прошлого негативного опыта П. о. с данным классом или учеником;
«барьер» боязни педагогических ошибок (опоздать на урок,
не уложиться во времени, неверно оценить, ошибиться и т. п.);
«барьер» подражания: молодой учитель подражает манерам
общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля
П. о. на свою педагогическую индивидуальность невозможен.
П. о. предполагает умение педагога:
а) быстро, оперативно и правильно ориентироваться в меняющихся условиях П. о.;
б) правильно планировать и осуществлять саму систему коммуникации, в частности ее важное звено — речевое воздействие;
в) быстро и точно находить адекватное содержание П. о., коммуникативные средства, соответствующие одновременно творческой индивидуальности педагога и ситуации П. о., а также индивидуальным особенностям воспитанника, выступающего в качестве объекта воздействия;
г) постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в П. о.
Лит.: Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.— М., 1985; Амонашви-ли Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1983; Ильин Е.Н. Искусство общения. — М., 1982; Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987; Общение и формирование личности школьника /А.А. Бодалев, Р.Л. Кри-чевский, Е.В. Новикова и др.; Под редакцией А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. — М., 1987.
Л.Е. Тумина

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука. . 1998.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Педагогическое общение" в других словарях:

  • Педагогическое общение — Педагогическое общение  профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.[1]… …   Википедия

  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ. Взаимодействие педагогов и учащихся в процессе учебной деятельности, профессиональное по целям и задачам; направлено на повышение у обучаемых мотивации овладения предметом, вовлечение их в совместную познавательную… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Педагогическое общение и педагогическое взаимодействие — В широком смысле слова Пед. О. специфический вид О. преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее опр. пед. функции (А. А. Леонтьев); это «система органичного социально психол. взаимодействия педагога и …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Педагогическое общение: конфликт и его виды — Педагогический конфликт (П. к.) столкновение несовпадающих или различно понимаемых педагогом и воспитуемым интересов, целей, позиций, мнений, взглядов, установок, отсутствие взаимопонимания между ними, а также между личностью и коллективом,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Педагогическое общение: конфликт и способы его разрешения — В зависимости от факторов в поведении конфликтующих различают: 1) конструктивное поведение анализируется и находится причина конфликта, устраняются препятствия, мешающие достижению цели; отыскиваются новые пути достижения цели; 2) защитное… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — специфич. межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в уч. воспитат. процессе. Общение неотъемлемый элемент пед. деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — формирование сознания, организация деятельности и отношений учащихся; характеризуется целенаправленностью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные,… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Педагогическое общение : диалог и его виды — В Пед. О. диалог как обмен репликами, взаимосвязанными по содержанию мыслями суждениями между 2 и более людьми и как высшая форма О. особо важен. В диалоге как сложном речевом комплексе, в состав к рого входят цепи переплетающихся и параллельных… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно воспитательном процессе …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно воспитательном процессе …   Словарь по педагогической психологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»