- Педагогическое общение
- система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимо-отношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П. о. — такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности, творческого характера учебной деятельности и развития учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера») и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Выделяются следующие этапы П. о.:Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, например в процессе подготовки к уроку (прогностический этап).Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения).Осуществление общения, управление им в педагогическом процессе.Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения.Все эти этапы образуют общую структуру процесса П. о.На этапе моделирования П. о. осуществляется планирование коммуникативной структуры урока (других мероприятий), соответствующей его дидактическим целям и задачам, педагогической и нравственной ситуации в классе, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.Этап организации непосредственного общения с классом в начальный период контакта с ним условно можно назвать «коммуникативной атакой», во время которой завоевывается инициатива в общении и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с классом.Осуществление и управление общением— самый важный элемент профессиональной коммуникации, который включает конкретизацию спланированной ранее модели П. о.; уточнение структуры предстоящего П. о.; управление инициативой в системе начавшегося П. о. Нередко на этапе взаимодействия педагога с классом возникают «психологические барьеры», которые мешают П.о. и отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и детей. Типичные из них:«барьер» несовпадения установок — учитель приходит с замыслом интересного урока, увлечен им, а класс равнодушен, несобран, невнимателен, в результате неопытный учитель раздражен, нервничает и т. п.;«барьер» боязни класса характерен для начинающих учителей; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились куроку, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми «пугает» их, сковывает творческую инициативу и т. п.;«барьер» отсутствия контакта: учитель входит в класс и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействиес учащимися, начинает действовать «автономно» (например, пишет объяснение на доске и т. п.);«барьер» сужения функций П. о.: педагог учитывает толькоинформационные задачи П. о., упуская из виду социально-перцептивные, взаимоотношенческие функции П.о.;«барьер» негативной установки на класс, который может формироваться порой априорно, на основе мнений других учителей,работающих в этом коллективе, или в результате собственных педагогических неудач;«барьер» прошлого негативного опыта П. о. с данным классом или учеником;«барьер» боязни педагогических ошибок (опоздать на урок,не уложиться во времени, неверно оценить, ошибиться и т. п.);«барьер» подражания: молодой учитель подражает манерамобщения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиляП. о. на свою педагогическую индивидуальность невозможен.П. о. предполагает умение педагога:а) быстро, оперативно и правильно ориентироваться в меняющихся условиях П. о.;б) правильно планировать и осуществлять саму систему коммуникации, в частности ее важное звено — речевое воздействие;в) быстро и точно находить адекватное содержание П. о., коммуникативные средства, соответствующие одновременно творческой индивидуальности педагога и ситуации П. о., а также индивидуальным особенностям воспитанника, выступающего в качестве объекта воздействия;г) постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в П. о.Лит.: Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.— М., 1985; Амонашви-ли Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1983; Ильин Е.Н. Искусство общения. — М., 1982; Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987; Общение и формирование личности школьника /А.А. Бодалев, Р.Л. Кри-чевский, Е.В. Новикова и др.; Под редакцией А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. — М., 1987.Л.Е. Тумина
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. 1998.